Уже несколько месяцев столичные транспортники испытывают в работе экологически чистую новинку отечественного автопрома – автобусы «МАЗ», работающие на метане. Полет нормальный Десяток на самом деле ярко-желтых новеньких «МАЗ 203С65» поступили в филиал «Автобусный парк № 7» (АП-7) ГП «Минсктранс» в марте нынешнего года. С апреля в них перевозят пассажиров по пригородным маршрутам столичного региона.
– В целом техника работает нормально, – рассказал первый заместитель директора – главный инженер АП-7 Валерий Ловчий. – Но с учетом того, что машины новые, проходят обкатку, случаются сбои в их работе. Что касается экономии на топливе, то эффект ощутимый. Судите сами: литр дизеля обходится в 12,3 тыс. рублей, метана – в 5 тыс. При этом «МАЗ» в одной и той же комплектации расходует почти одинаковое количество как дизельного, так и газомоторного топлива. Если говорить про саму эксплуатацию и техническое обслуживание, эти процессы усложнились, поскольку «МАЗ-203С65» в сравнении с предыдущими классическими дизельными автобусами в большей степени оснащен электроникой. Впрочем, и водители, и ремонтники парка прошли соответствующее обучение и справляются с возложенной на них задачей. Как бы там ни было, прошло не так много времени с момента начала эксплуатации газовых «МАЗов», поэтому пока сложно делать определенные выводы. Нужно поработать хотя бы год, посмотреть, как они покажут себя в зимних условиях, а также после того как пройдут 70–80 тыс. км пути. За день на пригородных маршрутах автобусы ежедневно преодолевают в среднем 300 км. И с учетом того, что одной полной заправки хватает на 550–600 км пробега, баллоны наполняют метаном раз в сутки прямо на территории автопарка, чтобы не оказаться без топлива где-нибудь в Логойске.
– Для нас очень удобно, что заправить машины можно прямо в филиале, – пояснил Валерий Ловчий.
– Передвижной автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией (АГНКС) парк обеспечило ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». А ближайшая стационарная станция находится на ул. Франциска Скорины. Так что проблем с заправкой нет. Единственное, еще не успели привыкнуть к тому, что в случае с газовыми автобусами процесс занимает 25–35 минут. Бак дизельного «МАЗа» наполняется в разы быстрее. Этот момент сказался бы и при эксплуатации машин на метане на городских маршрутах. Именно поэтому они пока работают на пригородных направлениях. Но, думаю, с появлением большего количества АГНКС в Минске проблема решится. А к тому времени и мы сможем сделать конкретные выводы. Одно уже очевидно: главный эффект, которого в результате можно достичь, – экономический. Несомненно, выгоднее эксплуатировать автобусы на газомоторном топливе, нежели на дизельном. Остается только немного усовершенствовать сервисное обслуживание техники и сделать так, чтобы газовое оборудование выходило из строя только по причине износа и полной выработки ресурса.
В тесном тандеме Газовый автобус – одна из последних разработок Минского автозавода. Машина оснащена 279-сильным двигателем Mercedes (Евро-5+) и автоматической коробкой передач Allison Т310 R. Шесть газовых баллонов общим объемом 1.284 л установлены на крыше. Они абсолютно взрывобезопасные и коррозионностойкие. Конструкция газового «МАЗа» по комплектующим изделиям и материалам широко унифицирована с узлами и деталями дизельных автобусов, выпускаемых заводом серийно. Длина машины составляет 12 м. Общая пассажировместимость салона – 90 человек, мест для сидения – 26. Первая заправка и демонстрация отечественной новинки состоялись в сентябре 2013 г. на международной выставке «Комтранс-2013» в Москве.
– Машина выпускается в двух вариантах: «МАЗ‑203.965» для городских пассажирских перевозок и «МАЗ-203С65» для пригородных, – рассказал главный конструктор по автобусам «МАЗ» Юрий Сырокваш.
– Испытывали технику на территории России: зимой – в Татарстане, летом – в Тольятти. Получили очень хорошие результаты. Так, зимний расход топлива составил максимум 50 л газа на 100 км, летний не превысил 33 л. Если сравнивать с конкурентами, оборудованные моторами производства КамАЗ российские автобусы потребляют 80–90 л метана. Высокотехнологичных характеристик удалось добиться за счет брендовых комплектующих высочайшего качества.
Проект по выпуску таких машин Минский автозавод реализует совместно с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Задача первого – создавать автомобили, второго – строить заправочные станции и тем самым обеспечить удобство эксплуатации газовых «МАЗов».
– Эксплуатируем 27 АГНКС на территории Беларуси, в том числе 4 – в Минске, – рассказал заместитель генерального директора по реализации газа ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Дмитрий Аннюк. – При существующей сети можно на метане проехать по стране с запада на восток и с юга на север. Безусловно, будем развивать направление и в ближайшей перспективе строить около 5 АГНКС в год. Планируется возвести станции в Молодечно, Полоцке, Слуцке, пятую – в Минске, а также в других крупных городах республики. В целом ключевой фактор развития рынка газомоторного топлива на территории любой страны – обслуживание корпоративных клиентов как частной, так и коммунальной формы собственности, а также реализация крупных государственных программ. Но мы не забываем и о малом бизнесе, частных автомобилистах, которые также планируют приобретать новую технику. И прилагаем все усилия для того, чтобы их выбор пал на газомоторные автомобили, которые отличаются экономичностью, экологичностью и высоким уровнем комфорта.
Для производства газовой техники МАЗ применяет самое передовое оборудование, что делает эксплуатацию машин абсолютно безопасной, надежной, экологически чистой и экономически эффективной. Хотя этого не требуют современные стандарты, на все газовые автобусы «МАЗ» устанавливают систему контроля утечек газа с 5 датчиками в местах возможной утечки с выводом информации на пульт водителя. Филиал «Автобусный парк № 7» ГП «Минсктранс» три месяца эксплуатирует газовые автобусы «МАЗ». Машины перевозят пассажиров по пригородным маршрутам. Одно из двух главных преимуществ применения газомоторного топлива – его экологичность. Второе – экономичность: за одни и те же деньги на метане можно проехать в 2,5–3 раза большее расстояние, чем на бензине или дизеле.