Владельцы МАЗ, оборудованных турбокомпрессором периодически сталкиваются с проблемой утечки масла из «турбины» и ищут причину в поломке самого турбокомпрессора. Но причиной утечки масла в большинстве случаев является не турбокомпрессор, а неправильная его установка или неправильные обслуживание и эксплуатация. Чтобы понять из-за чего образовалась утечка масла, рассмотрим следующие варианты «неисправности»:
Масло под давлением через напорную магистраль подается в корпус подшипников турбокомпрессора. Проходя через подшипники с большой скоростью, масло смешивается с картерными газами. На выходе из подшипников масло, смешанное с газом, представляет собой пену, которая стекает вниз корпуса подшипников турбокомпрессора, далее по сливной магистрали в масляный поддон двигателя. Если на пути окажется препятствие, то пена начнет собираться в корпусе турбины. Когда уровень масляной пены превысит уровень уплотнений, масло начнет поступать в корпусы ТК (горячую и холодную улитки) через промежуток в уплотнительном кольце.
Ошибкой в представлениях о турбокомпрессоре является назначение уплотнений со сторон турбинного и компрессорного колеса. Назначением этих уплотнений является предотвращение попадания газов под давлением в корпус турбокомпрессора и в картер двигателя. То, что эти уплотнения не дают маслу попадать в корпуса колес турбины, их вторичная роль. Некоторые модели турбокомпрессоров изготавливаются без уплотнения со стороны турбинного колеса. Практически во всех случаях течь масла из турбокомпрессора не является следствием нарушения уплотнений, но существуют и исключения.
Воздушный фильтр так же является причиной некоторых «утечек». В воздушном фильтре (мокрого типа) который уже загрязнен маслом или недостаточной емкости, воздух, может захватывать капли масла и нести их в корпус компрессора. Такую «утечку» можно увидеть только на выходе из компрессора. Для устранения необходимо заменит масло в фильтре, либо заменить фильтр.
Воздушный фильтр сухого типа забивается пылью, его сопротивление увеличивается и давление падает. Образуется вакуум на входе в компрессор. Этот вакуум не влияет на утечку масла, в случае работы двигателя при средних или больших нагрузках. При работе двигателя на холостых оборотах или при небольших нагрузках вакуум образуется и на выходе из компрессора. Это способствует высасыванию масла из корпуса подшипников турбокомпрессора и попаданию во впускной коллектор. Решение этой проблемы простое. Своевременная замена фильтра.
В основном, течь масла на выходе из турбины признак проблем дренажной системы. Нужно убедиться, что сливная гидролиния находится в вертикальном положении, не имеет загибов. Кроме этого, необходимо убедиться в что сливная гидролиния подключена к двигателю в месте, которое не создает дополнительного сопротивления течению масла, находится выше уровня масла в картере.